Волонтер в детском доме: ожидание и реальность

Дорогие наши волонтеры! Вы большие молодцы, что сподобились делать такое благое, доброе дело: помогать деткам в детских домах — деткам, которым как никому нужна поддержка. Порой самые простые житейские ситуации могут испугать, оттолкнуть, заставить ребёнка замкнуться в себе. Дети из сиротских учреждений в силу разных причин и обстоятельств во время не прошли, не пережили те возрастные психологические кризисы, которые в дальнейшем дают необходимую жизненную опору, уверенность в себе и в завтрашнем дне. Начиная с рождения и до смерти человеку приходится переживать некие возрастные кризисы, кризисы идентичности. Кризис — не значит плохо. Кризис в переводе с латинского (crisis) — «переломный момент», а еще ранее с греч. (κρίσις) — «решение, исход». Человек в определенные моменты жизни задает себе вопросы и хочет найти ответы. Это нормально, это развитие. У детей, которые были лишены возможности естественным образом (т.е с поддержкой и любовью семьи) проходить эти переломные моменты, особенно кризисы 6-11 и 12-18 лет, не выработалось достаточного психологического иммунитета, не сформировалось должным образом жизненное самоопределение. Нарушено поступенчатое движение в сторону формирования идентичности (личностного определения в социуме, становления «Я»). Такое внутреннее взросление, личностный рост помогает в дальнейшем преодолевать жизненные препятствия, находить баланс между личным и общественным, уметь сохранить свою цельность, несмотря на перемены во внешнем мире. Детки из детского дома этого всего должным образом не проходили. Но мы с вами можем им в этом помочь, т.к. развитие личности, формирование идентичности происходит на протяжении всей жизни. Нужно просто помнить, что многие вещи, кажущиеся нам простыми или даже примитивными, вызывают у них сложности в понимании или, наоборот, необдуманную легкость и беззаботность.

Надо просто всегда помнить, что если поступки или эмоции ребенка непонятны нам, не соответствуют нашим ожиданиям, то это не намеренное злодеяние в отношении нас, а неумение психологически грамотно среагировать. Ещё это называется неумением «отзеркалить» свои эмоции и чувства. Детки просто не могут отреагировать на свои внутренние посылы, эмпатия не развита. Обычно этому учат любящие родители, родственники, значимые взрослые. А деток из детского дома одевали, кормили, обучали в школе…. а проявлять свои чувства, видеть чувства других и реагировать на них — этому они сами, как могли, учились.

Ребенок не бросился вам на шею, когда вы пришли его навещать? Так и правильно! Это его защитная реакция. Зачем же он будет растрачивать свои чувства, свою привязанность, любовь, наконец, если вы далее не станете с ним общаться? Или ребенок просто бережёт резерв своих положительных чувств: он у него ограничен, т.к. даются эти чувства ему мучительно и больно. Например, когда нас, взрослых и здоровых кто-то обидел, мы покручинимся, может, даже поплачем, но «отряхнёмся» и пойдем дальше. У ребенка-сироты все иначе: обида засядет глубоко, расширится до размеров всего земного шара. Вроде, и забыт сам сюжет, а из сердца боль не вышла, не отреагирована вовремя, не найдено нужных положительных ресурсов для преодоления, проживания боли. Эти ресурсы мы с вами можем положить в его жизненную копилочку: разговаривать о простых житейских проблемах, ненавязчиво объясняя, например, что если в транспорте наступили на ногу, не обязательно отвечать так же, можно просто отодвинуться в сторонку, думая, что человек сделал это не специально… Или: почему нельзя воровать, даже совсем чуть-чуть, даже не просто у человека, а в безличной «пятерочке»))? Да потому, что позволив себе дрянной поступок один раз, обязательно повторишь его опять и вляпаешься уже в неприятную (для тебя же неприятную, а не для кого-то!) историю, которая положит конец счастливой твоей жизни. «А что такое счастливая жизнь, я не знаю, мне это и не грозит..», — скажет вам подросток из детского дома. И тут открывается целый спектр разнообразных вопросов бытия, которые можно раскручивать, развивать, а подросток с удовольствием будет вам парировать, опровергая их… И это будет здорово, т.к. именно таких разговоров им не хватает для полноты ощущений! Они же взрослеют, а пофилософствовать, порассуждать не с кем… А потребность размышлений над такими вопросами, как: «Кто Я?», «Что такое жизнь, смерть?», «Что будет, когда я умру?», «Есть ли жизнь на Марсе?») заложена в нашей природе. Эта потребность реализуется как раз в прохождении очередных фаз формирования идентичности, когда человек рассуждает, переживает, осмысливает и, наконец, испытывает некий катарсис, озарение, которое помогает ему двигаться дальше. Нам нужно помочь подросткам начать двигаться в направлении размышления о жизни, о своей и чужой. Но, общаясь с ребенком, не нужно брать на себя ответственность за его неправильный выбор, за его ошибки.

Вы пришли не ПЕРЕДЕЛАТЬ, НЕ ПЕРЕСТРОИТЬ жизнь подопечного, вы принесли небольшой добрый «камушек» для постройки его «дома». Этот камушек сразу и не будет виден, да и не нужно! Наша с вами задача — не добиться результата по перевоспитанию (любой ценой), а просто пополнить копилку подростка добрым и правильным ресурсом, пусть и небольшим, в виде живого общения. Мы ничего ему не обещаем, мы не обманываем его надежды, мы говорим с ним искренне и прямо, не боясь обидеть его. Ребенок оценит это и будет благодарен за искренность. И это тоже хороший ресурс на будущее: уметь разбираться в людях и видеть, кто отвечает за свои слова, а кто нет. Ничего не бойтесь! Ребенок из ДД -это же не инопланетянин. Так получилось, что жизнь повернула его ко всем острым ребром… а мы это ребро потихонечку сглаживаем своим простым общением, не требуя благодарности и любви в ответ…

Именно через живое общение ребенок будет узнавать, что, оказывается, можно радоваться малому; что если сегодня тяжело, завтра обязательно будет легче; что на свете много разных людей, но добрых больше! Это проявится не сейчас, и даже не через год. И может, даже сам ребенок потом не вспомнит, как звали тех непонятных людей, которые приходили дружить. Но его сердечко это впитает в себя и обязательно сохранит для будущего. Это то самое жизненно необходимое топливо, без которого не полетишь!

Поэтому, нам нужно запастись всего лишь двумя вещами: терпением и пониманием. Потому что остальное уже есть! Все наши добрые и бескорыстные дела жизненно необходимы как детям, так и нам. Мы жертвуем своим временем, своими силами, но и получаем мы тоже с лихвой: жизненный опыт, радость от новых эмоций и переживаний! Опять же, это способствует нашему личностному росту. И лишний раз не стоит мудрствовать о несправедливости миропорядка и о нашей беспомощности перед тяжеловесным колесом жизни… Мы общаемся. А это главное! Процесс, а не результат — вот основной посыл наших встреч с детьми!