— Ольга, вы режиссер любительского театра. А как можно назвать театр, в котором играют дети с нарушениями развития?
— Такие театры существуют уже достаточно давно, они называются «инклюзивные». Это театры, студии, где в спектаклях задействованы ребята с особенностями в развитии. За рубежом это уже давно обычная практика. У нас, в России, это пока еще ново, хотя некоторые режиссеры уже много лет профессионально занимаются с такими ребятами.
— Можно называть занятия театральным искусством с особыми детьми – лечебным театром?
— На мой взгляд, да. Так как для особенных детей это, во-первых, способствует социализации, во-вторых, помогает избавиться от каких-то страхов и комплексов, развивает речевые навыки, да и просто развивает фантазию. Еще личное наблюдение – такие дети часто чувствуют себя одинокими, лишенными внимания, театр же, как мы знаем, искусство коллективное, он помогает ребенку ощутить, что тот не один.
— Какую задачу вы ставите, чего ждете от особых детей в игре?
— Зависит от ребенка, в первую очередь. У всех ведь разные природные данные. Но, конечно, есть общие моменты – я делаю упор на развитие фантазии, речи. Мне важно, чтобы ребенок не боялся фантазировать, пусть и поначалу неуверенно, с моей помощью.
— Что первично в таком необычном театре – наличие таланта, желания или кропотливый труд ?
— Однозначно, важно желание. На втором месте – способность к кропотливому труду. Даже в профессиональном театре, в театральных вузах в первую очередь ценится способность к систематическому труду. Талант – мера условная, ученик может быть, как говорится, «Богом поцелованный», но ничего не сможет добиться, если не научится работать над собой, и примеров тому я видела еще в годы учебы множество.
В таком театре желание – самое главное. Если ребенок очень хочет быть артистом, выступать на сцене – важно не упустить это желание, не дать разочароваться.
— Сложно детям войти в образ, ведь зачастую их жизнь ограничена различными рамками и общение с миром минимально?
— Зависит, опять же, от самого ребенка. Кому-то очень легко, он живет в сказочном мире, а ты просто привносишь в него какие-то нужные тебе предлагаемые обстоятельства и все – фантазия заработала. Некоторым непривычно, странно все это, они слишком рано повзрослели — из-за этого для них понять это самое магическое «если бы» бывает довольно сложно.
— Как ваши занятия помогают детям в обычной жизни?
Актерское мастерство помогает таким детям быть услышанными. Любое творчество — это, в первую очередь, способ самовыражения.
— А помогает ли особый театр волонтерам?
— Конечно, помогает. Это и возможность выступать, и возможность почувствовать себя нужными, ведь без них спектакль не сможет состояться.
— В чем сложности, с какими трудностями сталкиваетесь?
— Трудностей, конечно, хватает. Во-первых, в России хоть и есть инклюзивные театры, но нет еще определенной системы обучения актерскому мастерству таких ребят. Я лично столкнулась с тем, что многие упражнения приходится адаптировать, да и не все привычные тренинги здесь будут актуальны. Ты сам пробуешь и не знаешь, какой будет результат – все делается методом проб и ошибок.
— Как Вы распределяете роли? От чего это зависит
— От возможностей каждого конкретного ребенка, конечно. Стараюсь сильно не перегружать – чтобы не отбить желание этим заниматься. Все должно быть легко, играючи. Ребята получают пока только азы мастерства, весь процесс обучения достаточно длительный, результат предугадать сложно. Да и сама профессия, если углубляться, довольно жесткая, требующая постоянного тренинга и самоконтроля. Детям все это знать не обязательно. Где-то приходится потрудиться, что-то дается сложнее, но я стараюсь акцентировать внимание даже на маленьких успехах, чтобы у ребенка была мотивация и, самое главное – чтобы он не боялся пробовать.
— Из чего состоят занятия? На что делается упор
Занятия в игровой форме подводят ребенка к понятию «образ», «роль». Работаем над дикцией, без этого тоже никуда. Упор делается на развитие фантазии, способностей к перевоплощению.
— Ваши актеры получают удовольствие от процесса или от игры?
— Сложно сказать, потому что и упражнения, и сами репетиции проходят в игровой форме, с детьми иначе нельзя.
— Кто-то из подопечных мечтает стать актером?
Об этом разговора не шло, но детям нравится сама перспектива выступать на сцене, перед зрителем. Для них это ново, интересно, захватывающе.